Были названы дата и деятельность первой Государственной Думы

Были названы дата и деятельность первой Государственной Думы pos gosuslugi

115 лет назад начала свою деятельность Государственная дума Российской империи первого созыва. По словам историков, её создание стало ответом Николая II и его окружения на разразившийся в России политический кризис — революцию 1905 года и рост стачечного движения. Как отмечают эксперты, Дума стала первым парламентом современного типа в России и оказалась эффективна в качестве клапана, позволявшего на некоторое время снизить градус политического противостояния в обществе. Однако из-за конфликтов с правительством её законодательная деятельность была не слишком результативна.

10 мая 1906 года начал свою работу первый созыв Государственной думы Российской империи. Он оказался не слишком эффективен с точки зрения законотворчества, но всё же стал важной вехой в становлении отечественного парламентаризма.

Двадцать седьмого апреля 1906 года состоялось первое заседание Государственной Думы Российской империи, которое прошло в Таврическом дворце в Петербурге.

Первая Государственная Дума России была учреждена в октябре 1905 года манифестом Николая Второго как законодательно-представительный орган, рассматривающий законопроекты, которые затем должны были обсуждаться в Государственном Совете и утверждаться царем.

В прошлом году по предложению спикера Госдумы Сергея Нарышкина и спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко был принят закон, который установил 27 апреля как День российского парламентаризма.

Первая Госдума опиралась на опыт работы земского самоуправления, общинного и сословного самоуправления, университетского самоуправления. В качестве верхней палаты Госдумы выступал действующий при царе с 1810 года высший законосовещательный орган — Государственный Совет.

Порядок выборов в первую Думу определялся законом о выборах, изданным в декабре 1905 года. Выборы были многоступенчатыми по четырем неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая). Половина населения — женщины, студенты, военнослужащие — не имела избирательных прав.

Первая Госдума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 года — 72 дня, проведя всего одну сессию. Председателем первой Думы был избран кадет Сергей Муромцев, профессор Петербургского университета.

За 72 дня работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В итоге она была распущена царем, войдя в историю как “Дума народного гнева”.

Государственная Дума дореволюционного периода просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, прошла четыре созыва. После февральской революции 1917 года в стране стала быстро расти сеть Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов.

В мае 1917 года состоялся первый съезд крестьянских Советов, а в июне — рабочих и солдатских. Второй съезд рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил переход всей власти к Советам. В последующие годы полномочия и статус высшего органа законодательной власти в Российской Федерации неоднократно пересматривались и уточнялись. Заметными вехами на этом пути стали законы об изменениях и дополнениях конституции РСФСР от 1989 года, 1990 и 1991 года, закон Российской Федерации от апреля 1992 года. Большинство этих изменений и дополнений были связаны с начавшимися в стране глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями.

В сентябре 1993 года президент России Борис Ельцин издал указ “О поэтапной конституционной реформе в РФ”, который вводил в действие положение о выборах депутатов Государственной Думы.

Первая в новой истории РФ Госдума была избрана в 1994 году. Если царская Дума избиралась четырежды, то в новой России Госдума выдержала шесть переизбраний. Таким образом, действующий созыв Госдумы является юбилейным, десятым созывом.

Были названы дата и деятельность первой Государственной Думы

Конфигуратор Государственной Думы РФ

Действующая Госдумы выделяется среди всех предыдущих созывов высокой текучкой среди депутатов. По данным ЦИК, только за полтора года работы Госдумы шестого созыва полномочия 31 депутата были досрочно прекращены, что составляет 7% от созыва.

Согласно информации ЦИК РФ, в 2012 году досрочно прекращены полномочия 23 депутатов Госдумы, что составляет 5% от общего количества членов нижней палаты парламента. Постановлениями Госдумы в 2013 году досрочно прекращены полномочия восьми депутатов, в том числе шесть депутатов, избранных в составе федерального списка партии “Единая Россия”, один — в составе федерального списка “Справедливой России”, один — в составе федерального списка КПРФ.

Для сравнения массовая передача вакантных мандатов наблюдалась только в конце работы Думы предыдущего созыва, так в 2011 году ЦИК передал 32 мандата новым претендентам на депутатское кресло. В 2010 году ведомство передало 14 вакантных мандатов, а в 2009 — всего четыре.

При этом словосочетание “депутат Госдумы” вызывает у избирателей чаще всего негативные эмоции. По данным опроса проведенного ВЦИОМ накануне Дня российского парламентаризма, депутаты в целом вызывают негативные эмоции у 11% россиян, их считают “взяточниками” (20%), и считают, что им свойственна “жажда наживы” (9%). Представления россиян о типичном депутате Государственной Думы противоречивы: с одной стороны, образованный (57%), хороший оратор (56%), профессионал (42%), обаятельный (38%), а с другой — преследующий собственные интересы (60%), оторванный от народа (57%), нечестный (53%), беспринципный (45%), безответственный (42%).

При этом 37% опрошенных считают, что главная задача депутатов — писать законы. А 18% россиян считают, что призвание депутатов заботиться о народе, 5% — заниматься государственными делами, 4% — обсуждать важные вопросы.

Подарки на день рождения

Накануне дня рождения палаты спикер Госдумы Сергей Нарышкин поздравил депутатов с праздником и подарил диск с гимном “Избранникам русского народа”, который посвящен первому созыву царской Государственной Думы, и предложил перезаписать его с участием Иосифа Кобзона.

“Первому созыву Государственной Думы был посвящен гимн, который назывался: “Избранникам русского народа”. И я хотел бы сделать небольшой подарок депутатам ГД — диск с записью этого произведения в исполнении детского хора музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории”, — сказал Нарышкин в пятницу, выступая с трибуны палаты.

При этом он отметил, что было бы символично, если “нам удастся записать его вновь, к примеру, в исполнении такого мастера, как наш уважаемый коллега Иосиф Давыдович Кобзон.

Долг священный, долг высокий

Нарышкин напомнил, что музыку к этому гимну написал известный русский композитор Александр Глазунов. Спикер процитировал несколько строк из гимна, которые были обращены к депутатам: “Долг священный, долг высокий / шлет вас Родина свершить, / Путь широкий обновленья / ей открыть и освятить”.

“Конечно, сегодня такие слова могут показаться несколько наивными. Но и большинство первых депутатов первой Государственной Думы были романтиками. Они были готовы самоотверженно служить и своему Отечеству, и своему народу. И некоторые из них за свои убеждения заплатили жизнью”, — сказал Нарышкин.

“Но в начале пути они ещё плохо понимали все трудности предстоящей работы. И только потом — осознали, что мало победить на выборах. Надо до конца овладеть этим тонким и сложным искусством парламентской деятельности”, — сказал спикер.

Государственная дума Российской империи — высший законодательный представительный орган России в 1906-1917 годах. Практические шаги по созданию в России высшего представительного органа по типу выборного парламента были предприняты в условиях начавшейся Первой русской революции (1905-1907).

Первоначально предполагалось создать представительский орган с чисто законосовещательными функциями (Булыгинская дума). Однако в условиях кризиса государственной власти осенью 1905 года император Николай II был вынужден издать Манифест 30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года, в котором декларировал создание Государственной думы, как нижней палаты парламента с ограниченными законодательными правами.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему, учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30, в рабочей — на 90 тысяч), не прямыми — двухстепенными, а для рабочих и крестьян — трех- и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.

В случае отказа Думы утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части государственного бюджета существенно ограничивало бы возможности соответствующих ведомств. Утвержденные Госдумой законопроекты поступали на рассмотрение Госсовета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Госсовета и одобрен ими, Дума рассматривала его и в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору.

6 мая (23 апреля по старому стилю) 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе царя.

Решения Думы могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.

В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные государственные законы, законы о Госдуме, Госсовете и выборах в них), с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утвержден, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главным управляющим о незаконных (с точки зрения депутатов) действиях должностных лиц. Главы центральных ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа. Если 2/3 членов Думы признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов представлялся на рассмотрение императора.

Читайте также:  Есть органы и единая система идентификации и аутентификации

Всего состоялись выборы четырех созывов Государственной думы Российской империи. Первая Государственная дума просуществовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года, ее председателем был кадет, профессор Петербургского университета Сергей Муромцев. Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года, ее председателем был избран кадет Федор Головин. Предлогом для разгона думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Второй Государственной думы 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего избирательные права населения, вошел в историю под названием “Третьеиюньского переворота”.

Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года. По новому избирательному закону были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства и рабочих, от Польши и Кавказа было сокращено, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства. Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды, право было передано губернскому избирательному собранию в целом.

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Председателем Третьей Думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Гучков, а с 1911 года — один из лидеров октябристов Михаил Родзянко.

Четвертая Дума под председательством Родзянко возникла в предкризисный для России и всего мира период — канун мировой войны и просуществовала с ноября 1912 года по март 1917 года. Была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавия. Формально Дума продолжала существовать до 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

24 декабря проходит первое заседание Госдумы пятого созыва, в которую по итогам декабрьских выборов прошли четыре партии – единороссы, эсеры, либерал-демократы и КПРФ.

В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума.

Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом об учреждении Государственной Думы и законом о создании Государственной Думы, изданными 6 августа 1905 года. Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Манифест 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” существенно расширил полномочия Думы. Она стала законодательно-представительным органом, рассматривающим законопроекты, которые затем должны были обсуждаться в Государственном совете и утверждаться царем.

Применительно к структуре парламентов европейских государств Государственная Дума являла собой нижнюю палату. В качестве верхней палаты выступал действовавший при царе с 1810 года высший законосовещательный орган – Государственный совет.

Государственная Дума избиралась на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого. Общее число избранных депутатов Думы дореволюционной России в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

В декабре 1905 года был издан Закон о выборах, который определял порядок выборов в первую Думу, в основе которого лежал принцип выборов по куриям, на основе цензов и учета принадлежности к сословиям. Выборы были многоступенчатыми по четырем неравноправным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для рабочих устанавливались трехстепенные выборы, для крестьян – четырехстепенные. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Выборы были неравные – в землевладельческой курии один выборщик приходился на две тысячи избирателей, в городской – на четыре тысячи, в крестьянской – на 30 тысяч, в рабочей – на 90 тысяч. Выборы были непрямые и не всеобщие (от выборов устранялись лица моложе 25 лет, женщины, военнослужащие, учащиеся, неоседлые народы).

23 апреля 1906 года Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.

Первая Государственная Дума  работала с 27 апреля по 8 июля 1906 года. В Думу входили представители разных политических партий: кадеты – 179 депутатов, октябристы – 16, социал-демократы – 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных – 105, во фракцию представителей аграрной трудовой партии «трудовиков» вошли 97 депутатов. Председателем первой Думы был избран профессор Петербургского университета, кадет С.Муромцев. За время своей работы первая Дума провела одну сессию, приняла 8 законопроектов и 391 запрос о незаконных действиях правительства и была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева».

Вторая Государственная Дума, председателем которой был земский деятель Ф.А. Головин, начала работу 20 февраля и была распущена 2 июня 1907 года. Состав второй Думы оказался более левым, чем предыдущий: более 40 % голосов в ней получили социалисты – трудовики, эсеры и социал-демократы. Она также провела только одну сессию, не приняв ни одного закона.

3 июня 1907 года был издан царский Манифест о роспуске второй Думы и об изменении положения о выборах. Избирательный закон коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Один голос помещиков приравняли к четырем голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

Третья  Государственная Дума – единственная из всех четырех дореволюционных Дум, которая просуществовала весь положенный пятилетний срок (с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года) и провела 5 сессий. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 11. Третья Дума вошла в историю как “столыпинская”. Председателями ее были: с 1907 года – Николай Хомяков, с 1910 года – Александр Гучков, с 1911 года – Михаил Родзянко.

Четвертая Государственная Дума (15 ноября 1912 года – 6 (19) октября 1917 года) по составу мало отличалась от третьей, разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей. Председателем четвертой Думы был крупный екатеринославский землевладелец, октябрист М.Родзянко. С началом Первой мировой войны сессии проводились нерегулярно, а после серии крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью. С 1915 года Николай II и царское правительство практически прекратили конструктивное взаимодействие с законодательными палатами. Работа Думы неоднократно прерывалась: 16 декабря 1916 года Дума в очередной раз была распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века. 25 февраля 1917 года Государственная Дума была опять распущена и больше официально не собиралась, хотя формально и фактически продолжала существовать.

После февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный совет не возобновляли свою работу. Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором работала под видом «частных совещаний». 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Четвертая Дума была упразднена  вскоре после Октябрьской революции. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы. Конституция РСФСР 1918 года установила, что «высшей властью» являются съезды Советов.

Установленная Конституцией РСФСР избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских – на 125 тысяч (что давало преимущество рабочим). К участию в выборах не допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные и лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым (к началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийная система).

5 декабря 1936 года VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. На смену съездам Советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР. Он собирался на сессии два раза в год, рассматривал законопроекты и утверждал указы своего Президиума.

Читайте также:  Единовременное пособие с 1 января 2013 году

21 января 1937 года была принята и новая Конституция РСФСР, заменившая съезды Советов на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались на 4 года по норме – 1 депутат от 150 тысяч населения. Впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности, был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета. Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в 1938 году был избран А.Жданов.

Некоторые демократические нововведения были применены в 1989 году в период выборов народных депутатов СССР, а также в ходе избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов. Именно с этими выборами связано образование первых предвыборных блоков, а также заметное расширение круга субъектов, выдвигавших кандидатов в депутаты.

Формирование избирательной системы в современной России относится к началу 1990-х годов, когда по Указу Президента РФ Б.Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента – Федерального Собрания. Тем же Указом на 12 декабря 1993 года были назначены выборы в Государственную Думу – нижнюю палату Федерального Собрания, и одновременно с выборами в Государственную Думу также выборы в верхнюю палату парламента – Совет Федерации.

В развитии представительной и законодательной власти в России наступил новый этап. В основе избирательной системы появились следующие конституционные принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании. В соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в стране оставалась смешанная избирательная система: кандидаты могли идти в Думу и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Именно по этой системе формировалась Государственная Дума РФ первого (1993), второго (1995), третьего (1999) и четвертого (2003) созывов. В Государственную Думу сроком на четыре года избирались 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (один круг – один депутат) и 225 – по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты (называемые нередко партийными списками), выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками.

Выборы в Государственную Думу пятого созыва 2 декабря 2007 года состоялись в соответствии с новым Федеральным законом “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 18 мая 2005 года. Закон предусматривает избрание всех депутатов Госдумы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигались только политическими партиями, которые в соответствии с законом “О политических партиях” имеют право участвовать в выборах. Создание избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы не предусматривалось. В Думу прошли те партии, которые преодолели семипроцентный барьер. Из избирательных бюллетеней исчезла графа “против всех кандидатов”,  введенная Указом Президента России в 1993 году. Впервые на федеральных выборах не устанавливался минимальный порог явки.

Развитие парламентаризма

5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.

Также по теме

«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи

Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.

Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.

«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.

Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.

Были названы дата и деятельность первой Государственной Думы

В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

«Сам факт появления в России Государственной думы был результатом компромисса в ситуации, когда революция не могла сместить монархию, а монархия — победить революцию. Так было положено начало парламентской истории в России», — заявил Игорь Кирьянов.

По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.

«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.

По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.

«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.

Первый созыв

По словам историков, в начале ХХ века Российская империя была охвачена острыми социальными противоречиями. Аграрный вопрос не был решён, и деревня страдала от крестьянского малоземелья. Накопившая деньги российская буржуазия стремилась получить доступ к власти. Рабочие требовали улучшения условий жизни. Усиливались оппозиционные настроения среди интеллигенции и студентов. Всё это привело к росту популярности радикальных партий.

После расстрела царскими войсками демонстрации рабочих 22 января 1905 года по всей стране усилилось стачечное движение. Волнения начались и в армии. Власти империи стали искать методы нормализации ситуации в стране, и одним из них стало решение о создании парламента.

«Шаг к революции»: какую роль в отечественной истории сыграла Русско-японская война

«Проекты народного представительства возникали в России ещё со времён Александра I, но все императоры от этого отказывались. Однако во время революции 1905 года ситуация достигла точки кипения. В итоге царские власти вынуждены были пойти на серьёзные уступки», — рассказал в интервью RT профессор МПГУ доктор исторических наук Виталий Захаров.

6 августа 1905 года Николай II подписал манифест об учреждении Государственной думы. Изначально она должна была стать совещательным органом, но 17 октября того же года император издал новый манифест — об усовершенствовании государственного порядка. Он даровал населению неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Кроме того, новый манифест гласил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».

В декабре 1905 года был принят закон о выборах. Избирательные права предоставлялись мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, кроме представителей кочевых народов, студентов, военнослужащих, осуждённых и некоторых других категорий населения.

Сам избирательный процесс был организован достаточно сложно. В европейской части России выборы проводились по многоступенчатой системе в четырёх куриях: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Причём от рабочей курии к избирательному процессу допускали только сотрудников тех предприятий, на которых были заняты не менее 50 человек, а от крестьянской — только домовладельцев из числа крестьян и казаков. Равенства между куриями не было. Одного выборщика для участия в губернском избирательном собрании могли определить 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и казаков или 90 тыс. рабочих.

Выборы в Польше, Сибири, Средней Азии и на Кавказе проходили в специальных куриях, выделенных преимущественно по принципу вероисповедания.

Были названы дата и деятельность первой Государственной Думы

Государственная дума первого созыва начала свою работу 10 мая 1906 года. Крупнейшей в её составе стала фракция стоящей на либеральных позициях Конституционно-демократической партии, насчитывавшая 176 членов. За ней по численности следовали фракции трудовой группы, польского кола, мирнообновленцев и социал-демократов. Около 100 депутатов считались беспартийными. Почти половина из них придерживались правых взглядов.

Читайте также:  Сбербанк и oom создали «убийцу» на основе искусственного интеллекта

Были названы дата и деятельность первой Государственной Думы

«Это были первые конкурентные выборы в истории России. Многие из депутатов не являлись профессионалами, но это были люди, которых в Думе желал видеть народ», — рассказал профессор Пермского государственного национального исследовательского университета доктор исторических наук Игорь Кирьянов.

Как отмечают историки, первый созыв Государственной думы работал в условиях острой конфронтации с правительством. Депутаты активно направляли в исполнительные органы власти запросы по поводу смертных казней и арестов, а также обсуждали аграрный вопрос, предлагая то уничтожить частную собственность на землю, то передать крестьянам государственные и церковные земельные участки.

«Первый созыв Государственной думы, который проработал всего два месяца, смог принять единственный закон — о помощи голодающим», — пояснил Игорь Кирьянов.

Были названы дата и деятельность первой Государственной Думы

Как отметил в разговоре с RT профессор МПГУ Василий Цветков, исполнительные органы власти стремились максимально ограничить законодательную инициативу первого созыва Думы и сознательно передавали ей на рассмотрение малозначимые нормативные акты, которые можно было принять в административном порядке через правительство.

«Обсуждаемые первым составом Думы вопросы не нравились помещикам, являвшимся основной опорой правящего режима. С точки зрения правительства эта Дума оказалась слишком оппозиционной. Это и предопределило её судьбу», — подчеркнул Виталий Захаров.

Были названы дата и деятельность первой Государственной Думы

8 июля 1906 года Государственная дума первого созыва была распущена Николаем II.

Государственная Дума 1906 – 1917 гг. – первый российский парламент. Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Ее опыт – опыт надежд и разочарований, взаимного непонимания и неспособности к компромиссу, ожесточенной политической борьбы и кропотливой законодательной работы. Этот опыт во многом актуален и сегодня.

27 апреля 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории России собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам – Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве. Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии.

Состав Думы определялся в 524 члена. Выборы не были ни всеобщими, ни равными. Избирательными правами обладали российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствующие ряду сословно-имущественных требований. К выборам не допускались студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осужденные. Выборы производились в несколько этапов, по куриям, образованным по сословно-имущественному принципу: землевладельцев, крестьян и городской курии. Выборщики от курий образовывали губернские собрания, которые и избирали депутатов. Наиболее крупные города имели отдельное представительство. Выборы на окраинах империи производились по куриям, образованным главным образом по вероисповедно-национальному принципу с предоставлением преимуществ русскому населению. Так называемые «бродячие инородцы» были вообще лишены избирательного права. К тому же представительство окраин было понижено. Была образована также отдельная рабочая курия, которая избирала 14 депутатов Думы. В 1906 г. один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев (в основном помещиков), 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих. Государственная Дума избиралась на пятилетний срок, но и до истечения этого срока могла в любой момент быть распущена указом императора. При этом император по закону был обязан одновременно назначить новые выборы в Думу и срок ее созыва. Заседания Думы могли быть также в любой момент прерваны императорским указом. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки перерыва ее занятий в течение года определялись указами императора.

Главной компетенцией Государственной Думы была бюджетная. Рассмотрению и утверждению Думы подлежала государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, за исключением: кредитов на расходы Министерства императорского двора и состоявших в его ведении учреждений в суммах, не превышавших росписи 1905 года, и изменении этих кредитов, обусловленных «Учреждением об императорской фамилии»; кредитов на не предусмотренные сметами расходы на «экстренные в течение года надобности» (в сумме, не превышавшей росписи 1905 года); платежей по государственным долгам и другим государственным обязательствам; доходов и расходов, внесенных в проект росписи на основании действующих законов, положений, штатов, расписаний и императорских повелений, данных в порядке верховного управления.

I и IIДумы были распущены до срока, занятия IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Полный срок проработала лишь III Дума.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы – 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18.

Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель. В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) – открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным. Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики. Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) – 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. – изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок. Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши. Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек). За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

1) рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос: о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой.

Вывод: третьеиюньская система – второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы: многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) – председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

Оцените статью