Browser
The web server reported a bad gateway error.
What can I do?
Please try again in a few minutes.
Асмолов Александр Григорьевич
пользователь
Прежние места работы (Нажмите для отображения)
Библиографическое описание
В статье описаны особенности развития регулятивных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Проанализированы научные исследования по данной теме, приведены данные самостоятельного исследования на базе одной из школ г. Красноярска.
Ключевые слова:
регулятивные универсальные учебные действия, УУД, тяжелые нарушения речи, ТНР, младшие школьники, самоорганизация, самоконтроль.
На сегодняшний день все больше учителей начальных классов отмечают высокий рост числа учащихся с логопедическими нарушениями, и все чаще педагоги настаивают на прохождении ребенком ПМПК комиссии с целью уделения проблеме учащегося большего внимания и скорейшего его решения. И чаще волнения учителей оказываются не безосновательны и после прохождения комиссии учащийся учится по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АОПП НОО) и получает дополнительно логопедическое, дефектологическое и психологическое сопровождение.
Одной из основных задач, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является развитие личности обучающихся на основе формирования УУД. Программа отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области разрабатывается на основе требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР и программы формирования УУД. Регулятивные УУД по ФГОС НОО составляют:
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
— планировать ее реализацию;
— контролировать и оценивать свои действия;
— вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
— ставить новые учебные задачи;
— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
А. Г. Асмолов выделяет следующие регулятивные УУД, влияющие на организацию учащимся своей учебной деятельности (рис. 1)
Рис. 1 Компоненты регулятивных УУД по Асмолову.
Важно также отметить, что многие исследователи отмечают важность взаимосвязи составляющих регулятивных УУД с познавательными и коммуникативными. Только в совокупности учебный процесс становится по настоящему успешным и результативным.
Для выявления уровня сформированности регулятивных УУД детей с ТНР на базе школы № 129 г. Красноярска нами было проведено диагностическое исследование, в котором участвовало 24 учащихся 3 класса, 8 из которых обучались по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.
Для изучения сформированности компонентов регулятивных УУД применялись следующие методики: «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой (уровень контроля), Методика “Изучение саморегуляции” (по У. В. Ульенковой), методика «Рисование по точкам» (А. Л. Венгер) (произвольность, планирование своих действий и контроль за их протеканием), беседа (оценка).
В зависимости от характеристики исследуемого компонента УУД были выделены следующие уровни их сформированности: низкий, средний и высокий (таблица 1):
Характеристика уровней сформированности компонентов регулятивных УУД
Результаты оценки уровня сформированности регулятивных УУД учащихся 3 класса
Результаты исследования выявили преобладание среднего и низкого уровней сформированности компонентов регулятивных УУД у обучающихся с ТНР в гораздо большем процентном соотношении, а также отсутствует высокий уровень сформированности. Это позволяет говорить о более высоком уровне сформированности регулятивных УУД у учащихся с нормальным речевым развитием.
Отметим, что необходимость в подобных исследованиях при участии большего количества исследуемых сохраняется, в связи с недостатком исследований по данной тематике. Однако уже по имеющимся ранее данным и проведенном нами эксперименте можно сделать вывод о необходимости создания специальных условий по развитию регулятивных УУД у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, поскольку данный вид умений тесно связан с остальными метапредметными умениями и как следствие успешностью обучения в целом.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь // Л. С. Выготский // Психология. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — С.262–511.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1979. — 415 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, тяжелое нарушение речи, действие, исследуемый компонент, собственная деятельность, уровень, учебная задача, адекватный контроль, исходная работа, начальное общее образование.
Открытие научно-технического Центра TechnoGo через реализацию внеурочной деятельности и сетевого взаимодействия c целью раннего профориентационного самоопределения обучающихся и осознанного выбора профессии в научно-технической сфере.
Научно-технический Центр TechnoGo.
Целевая аудитория: обучающиеся, имеющие познавательный интерес к научно-техническому творчеству.
3-4 классы «Юный Архимед»
ДООП «Занимательная арифметика», «Решение математических задач», «ИнфоЗнайка»
5-7 классы «Юный эрудит»
ДООП «Математика для увлеченных», «Компьютерная грамотность», «Занимательная физика»
8-9 классы «Юный исследователь»
«Математика для увлеченных», «Компьютерная грамотность», «Занимательная физика», «Компьютерная графика», «В мире химии», «Математика для увлеченных»
10-11 классы «Взлетай!»
«Практическая информатика», «Компьютерное моделирование», «Компьютерная грамотность», «Компьютерная графика», «Прототипирование», «Физика в исследованиях», «В мире химии»
• Конституция Российской Федерации.
• Конвенция о правах ребенка.
• Федеральные государственные образовательные стандарты.
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
• Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.10.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 22.05.2019г.).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г. №Пр-271).
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).
• Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 05.05.2018г. №298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017г. № 09-16-72 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
Литература для педагогов
• Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения //Педагогика. -2009. — №4. – С.18-22.
• Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: Программа с методическими рекомендациями для учителей 1-4 классов: методическое пособие. — М.: Образовательноиздательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2011. — 160 с. — (Профессиональная ориентация).
• Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
• Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: словарь терминов: справ. пособие для учителей 1-11 классов. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2011.
• Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Литература для обучающихся
• Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: учебное пособие для учащихся 1-2 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2011.
• Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: учебное пособие для учащихся 3-4 классов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
• Певцова Е.А. Правовая защита молодежи при трудоустройстве: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2010.
• Пряжникова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2011.
• Рисс Е.А. Математический клуб «Кенгуру». Выпуск №15. Санкт-Петербург, 2006.
• Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии: учебное пособие для 9 класса. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2010.
• Чистякова С.Н. Кем я хочу быть: учебное пособие по предмету «Технология» для учащихся 5-6 классов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
• Широков А.Н. Геометрия Вселенной//Математика в школе. 2003, №8.
• Как выбрать профессию в 17 лет. Тундалева В.С. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
• Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие / З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова; под ред. Т.В. Черниковой, — 4-е издание, М.: Планета, 2011.
• Самопрезентация при трудоустройстве: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники, 2011.
• Твоя профессиональная карьера. 8-11кл./ под ред. К.Н. Листяковой Т.И., Шалавиной, М: Просвещение, 1998.
Литература для родителей (законных представителей)
• Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: пособие для родителей учащихся 1-4 классов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Смысловое чтение и работа с
текстом на уроках математики в рамках ФГОС
В
настоящее время одной из актуальных учебных программ, предусмотренных новыми
образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и
работа с текстом». Данная программа направлена на формирование и развитие основ
читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих
дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования,
подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Цель
смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить
все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное
чтение и проникновение в смысл через анализ текста. Если человеком
действительно внимательно, и вдумчиво прочитано, то у него срабатывает механизм
воображения, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.
Человек сам устанавливает соотношение между текстом и внешним миром. Если
ребенок владеет смысловым чтением, то у него более развита устная речь и, как
следует, следующая важная стадия развития, письменная речь.
Процесс
чтения рассматривался многими учеными, такими как: Ф. Смит, В.М. Филатов, З.И.
Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до
его чтения, далее она разворачивается по ходу чтения и продолжается в
размышлениях о прочитанном.
Анализируя
проблемы, связанные с читательской деятельностью школьников, следует заметить,
что сегодня немало детей, которые ещё до школы овладели технической стороной
чтения, но при этом обнаруживают равнодушное отношение к книге и стойкое
неприятие читательской деятельности, причин данному явлению несколько:
1.Во-первых,
исчезли традиции семейного чтения.
2.Во-вторых,
придя в школу, дети почти на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с
учебной книгой. Говорить с текстом учебника их никто не учит. Чувствовать себя
неловко среди учебных книг, дети очень заинтересованы в том, чтобы уйти в
привычный для них мир без книг, без чтения.
Способность
учащихся работать самостоятельно с учебником, или с дополнительной литературой
— условие успешного обучения. Такое обучение повышает личностное развитие
ученика. Знания и умения, образующих основу для развития способностей,
позволяет не только школьнику, но и любому человеку, на протяжении всей его
жизни и деятельности овладевать ключевыми навыками, для того, чтобы активно
участвовать в процессе получения необходимых знаний и навыков (табл. 1).
К
ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
Рисунок 1. –
Познавательные универсальные учебные действия
5 – 6
класс:
-обращение
внимание на главные аспекты в тексте;
-разработка
примеров, аналогичных приведенному тексту;
-умение
находить ответ на вопрос в тексте;
-грамотный
пересказ прочитанного текста.
7 – 8
класс:
-умение
составить план по прочитанному тексту;
-воспроизведение
текста по предложенному плану;
-возможность
использования образцами предложенных задач;
-знание
и понимание определений, формул и теорем.
9 – 11
класс:
-работа
с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
-использование
новой теории в различных образовательных ситуациях;
Работа
по формированию навыков самостоятельного чтения и понимания математического текста
необходимо начинать с 5 класса. Так же необходимо усложнять систему чтения,
примерами, способами чтения, обработкой информации, от класса к классу. Параметры
приёмов работы с текстом, задания, расширение предметной области способствуют формированию
основных навыков.
Одним
из наиболее важных математических текстов является доказательством иного
утверждения. Через математические доказательства того, (в школе часто это
геометрическая теорема), что должен иметь возможность выводить следствия, а
также поиск в определенном направлении, который определяется конкретным
содержанием для завершения теоремы.
Так,
можно выделить в приеме доказательства следующие компоненты:
1.Действие
подведения под понятие;
2.Действие
выбора системы необходимых и достаточных признаков понятия, соответствующей
конкретным условиям теоремы или задачи на доказательство;
3.Действие
«развертывания» условий (действие выведения следствий) с целью выявления
признаков понятий, указанных в заключении.
Содержанием
действия подведения под понятие является установление наличия у данного объекта
всей системы необходимых и достаточных признаков данного понятия. Рассмотрим
это действие на примере темы 8 класса «Четырехугольники».
Выяснить,
какие из предложенных моделей является параллелограммом? Отметьте знаком «+»
наличие указанных признаков.
Для
понятий с дизъюнктивной структурой признаков правило имеет такой вид: объект
относится к данному понятию, если он обладает, хотя бы одним признаком из числа
альтернативных.
Выяснить,
какие из предложенных моделей параллелограмма является прямоугольником?
Отметьте знаком «+» наличие указанных признаков.
Развертывание
действий (выведение следствий) имеет обратную отношению к действию концепцию
заземления. При выводе следствий, наоборот, с самого начала известно, что
объект относится к данному понятию. Ставится задача определить особенности
объекта, которые необходимо иметь обязательно, т. е. такие, которые в
результате его принадлежности к определенному классу объектов (в этой
концепции) и другим характеристикам объекта. В доказательство теоремы действия должны
быть реализованы в отношении всех понятий, а так же требований теоремы.
Доказать,
что биссектриса параллелограмма, отсекает от него равнобедренный треугольник.
Ключевые понятия, требующие развертывания: биссектриса, параллелограмм,
равнобедренный треугольник.
1.Биссектриса
делит угол пополам.
2.Противоположные
стороны параллелограмма параллельны и равны.
3.Треугольник
является равнобедренным, если два его угла равны. Треугольник является
равнобедренным, если его две стороны равны.
Затем
ученики должны соединять понятия угла во всех трех группах, отбросить 3 и 5
утверждения, добавить свойство углов при параллельных прямых, и понятие
внутренней поперечные балки угол.
В
отличие от выведения следствий, некоторые ученики предполагают проведение
единых принципов работы для обнаружения требуемой характеристикой концепции,
выделяя «поисковые области», дифференциальные условия применения, то есть искать
признаки выборочно. Другие ученики чувствуют поисковую область, и интуитивно выбирают
из желаемых характеристик необходимые свойства. В такой ситуации полезно
проговаривать, почему были выбраны именно эти свойства, а другие остались не
востребованными. Это помогает «быстрым» ученикам четко аргументировать
доказательство, а остальным не глядеть на них, как на фокусников, жонглирующих
геометрическими свойствами. Обязательный экзамен по математике за курс основной
школы ввел в практику работы многие задания, для которых необходимы приемы
смыслового чтения и работы с текстом.
-выбор
правильного ответа из предложенных вариантов;
-определение
вариантов утверждений, соответствующих, не соответствующих содержанию текста, не
имеющих отношения к тексту;
-нахождение
соответствия между вопросами, пунктами плана, картинками, знаками, схемами,
диаграммами и частями текста (короткими текстами);
-нахождение
соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем
и т. п.;
-соотнесение
данных слов со словами из текста (нахождение синонимов, антонимов).
3.Задания
«на дополнение информации»:
-заполнение
пропусков в тексте предложениями, несколькими словами, одним словом;
4.Задания
«на перенос информации»:
-заполнение
таблиц на основе прочитанного текста;
-дополнение
таблиц, схем на основе прочитанного текста.
5.Задания
«на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных»
фрагментов текста в правильной последовательности.
Таким
образом, решения также школьных задач даёт возможность обучению смысловому
чтению. В соответствие с требованиями ФГОС ученики должны обладать
регулятивными умениями поиска решения задач. Весьма актуальным в данном случае
считаются методики поиска решения задач, а так же внеурочные занятия,
факультативы которые необходимо вернуть в практику школы. Сегодня ученикам
необходимо прививать вкус и навыки смыслового чтения математической литературы.
Эта задача является одной из самых важных задач математического сообщества.
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:
Просвещение, 2011. – 48 с.
Скачано с www.znanio.ru
«Формирование умения
планировать учебную деятельность
на уроках русского языка
в начальной школе».
Особое место среди всех регулятивных
универсальных учебных действий (РУУД) занимает планирование. Любая
профессиональная деятельность начинается непосредственно с составления плана
действий. План действий – это фундамент, от «прочности» которого зависит успех
учебной деятельности учащихся. Умение правильно распределить свое время на
уроке помогает быстро достичь поставленной цели. Для учителя наиболее важным
остается научить ребенка самостоятельно планировать свои действия в условиях
ограниченного учебного времени. В реальности же чаще всего учащиеся действуют
по уже намеченному плану, по инструкциям, содержащимся в различных источниках
информации, или планируют свои действия в сотрудничестве с учителем, а главным
результатом работы учителя становится освоение программы и диагностика
предметных результатов. Поэтому в начальной школе необходимо уделять особое
внимание формированию умения планировать учебную деятельность.
С целью выбора наиболее эффективных
приёмов и методов формирования умения планировать учебную деятельность
на уроках русского языка сформулируем ведущую педагогическую идею.
«Значимость умения составлять план состоит в синтезировании основных логических
операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия и др.)».
Для реализации данной идеи предлагаем
построить модель организации деятельности, состоящую из 4 этапов.
Первый этап — подготовительный. На данном этапе мы проводим входную диагностику с целью
определения уровня сформированности РУУД. Мониторируем
метапредметные универсальные учебные действия с помощью тетрадей «Учимся
учиться действовать» (Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В.). Подготовительный
этап работы проводится в 1 классе в 1-2 четверти.
этап модели организации — проектировочный. На данном
этапе (1 класс 2-3 четверти) мы выбираем наиболее эффективные приёмы и методы
этапе, реализационном, осуществляется действие в
соответствии с выбранными приёмами и методами работы. Промежуточные, а позже
итоговые данные по уровню сформированности умения планировать свою деятельность
фиксируются в учащихся. Этот этап является самым продолжительным. Работа
ведётся на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.
И четвертый этап,
контрольно-оценочный, на котором мы проводим контрольную диагностику с
целью определения эффективности работы (4 класс 4 четверть).
Для того чтобы понимать, к какому примерно уровню в
каждом классе должны быть подведены учащиеся, рассмотрим таблицу, составленную
на основе программы курса «Русский язык» Марины Сергеевны Соловейчик. Уровень
сформированности умения по классам (ученик должен уметь)
Начинаем мы в 1 классе с умения работать по уже имеющемуся
плану, а завершаем свою работу в 4 классе при формировании умения
самостоятельно планировать свою учебную деятельность.
Более подробно остановимся на приёмах формирования
умения планировать деятельность.
Первоначально уместным будет использовать графический
план урока. Так как учителя начальной школы занимаются подготовкой
дошкольников, то лучше всего вводить элементы планирования уже на
подготовительных курсах. Мы в своей работе используем разнообразные лестницы
успеха, с помощью которых ребята могут определить количество заданий на
заниятии, сколько заданий успешно выполнено и сколько осталось. С интересом
работают ребята и с цветком добра. Отрывая с каждым выполненным заданием
лепесток, они знакомятся с ключевым понятием-темой занятия.
В 1 классе можно предложить ребятам графический
план, с помощью которого планируется деятельность на уроке, а также
контролируется и оценивается прохождение каждого этапа. Позже организуется
работа со схематичным планом, который может быть представлен в виде кластера,
заполненных или частично заполненных схем. УМК «Гармония» также предлагает
графические заготовки различного типа: «Характеристика звука», «Как списывать
текст», «Как писать под диктовку» и др.
решения учебной задачи». Этот приём представляется работой
по памяткам. Каждый ученик в классе на протяжении всех 4 лет обучения в
начальной школе составляет справочник по русскому языку, где собраны различные
памятки, разработанные М.С. Соловейчик, а также составленные совместно с
учителем памятки-модели.
Кроме того, целесообразным будет использование и
других видов памяток.
предполагают
строго фиксированную последовательность операций. Например, разбор слова по
составу.
Памятка – совет. Такая памятка только
рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право
выбора подходящего для него способа выполнения действия. Например, памятка
«Контроль и коррекция моих знаний».
дает пример
выполнения задания.
Как правило, учащиеся всегда испытывают затруднения
при работе над ошибками, сомневаются, как объяснить ту или иную орфограмму. Поэтому
при выполнении работы над ошибками ребята пользуются памяткой, где дана
инструкция выполнения работы, а также представлен её образец.
Ещё одним приёмом является работа с деформированным
планом.
Одной из форм работы является восстановление
деформированного текста по картинному плану, при этом мы также можем
использовать лишние и недостающие данные.
Позже ребятам предлагается текстовый вариант
деформированного плана, который необходимо проанализировать и восстановить
последовательность этапов работы, например, по теме: «Большая буква А. Чтение и
написание слов и предложений с большой буквой А», при написании сочинения, по
темам «Неопределённая форма глагола», «Безударные личные окончания глаголов».
Рассмотрим приём использование плана с
недостающими или избыточными пунктами
В данном случае работа организуется с готовыми планами, имеющими лишние и
недостающие данные.
Этот приём можно использовать уже в период обучения
грамоте при анализе написания букв, определяя из предложенных элементов лишние
или недостающие.
Во втором классе используем схематичные планы с
недостающими и избыточными данными, например, при изучении состава слова. В 3-4
классах предлагаем текстовые варианты памяток, где необходимо определить
избыточные или недостающие данные.
Одной из форм работы является проектная
деятельность на уроках русского языка, которая подразумевает планирование
и реализацию проектов «Кулинарная книга», «Книга в твоих руках», книги по теме
«Волшебные сказки». Ежегодно мы с ребятами реализуем проект «Книга на сцене».
Работа по проекту включает в себя различные этапы: анализ произведений и
составление сценария, определение актеров, подготовка афиши, программки.
Продуктом данного проекта становится спектакль для родителей или других ребят
начальной школы.
Далее рассмотрим работу по формированию умения планировать
свою деятельность на основе приемов развития технологии критического
мышления.
Самая лёгкая форма
стихотворений по алгоритму. Чаще всего ребята работают в небольших группах или
в парах. Рассмотрим несколько вариантов.
Помогает, тренирует, обучает.
Не каждый может выучить.
Вашему вниманию также предлагаю синквейны по теме «Имя
существительное» и «Корень слова».
Следующий приём «Ключевые слова». Это
прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока,
когда идет актуализация знаний и опыта. Озвучивается тема урока, ребята определяют
понятия, которые считают уместными в данной теме. Затем совместно с учителем
или самостоятельно уточняется последовательность данных понятий, которые и
будут являться пунктами плана дальнейшей работы. Здесь представлены примеры по
темам «Состав слова» и «Изложение».
Приём «Составление кластера». Смысл
данного приемы заключается в попытке систематизировать уже имеющиеся знания. Первоначально
ребятам предлагаются готовые кластеры, которые составляются по вопросам
учителя. Позже учащиеся работают совместно с учителем, пробуют такую работу
также выполнять в группах или в парах.
Рассмотрим приём таблица «Верные
– неверные утверждения
Учитель
зачитывает вопросы и предположения по теме.
Учащиеся
в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков
«+» и «-«.
снова
учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы,
и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие
изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
над правилом как над текстом» предполагает
чтение правила, деление его на части, выделение основных моментов и запись
правила в виде схемы или модели. Например:
Разделительный Ь или Ъ Основа слова
Приём «Составление
алгоритмов самостоятельно .
Ребятам предлагается начало шага, которое необходимо сформулировать и
завершить. На следующем этапе работы необходимо сравнить свою инструкцию с той,
которая дана в учебнике. Таким образом, у учащихся формулируется не только
умение планировать деятельность, но и умение осуществлять контроль и оценку
своих действий.
Как уже упоминалось выше, основным
инструментом при анализе уровня сформированности УУД являются тетради «Учимся
учиться и действовать». Но опрелеляя результативность своей работы, а также
эффективность выбанных приёмов, всегда важно знать промежуточные результаты. Для
диагностики умения планированировать учебную деятельность предлагаем использовать
работы следующего типа.
включает задания по работе с готовым планом –памяткой (№1), анализ плана (№2),
где необходимо восстановить последовательность, работа с деформированным планом
(№3,4), определение плана после выполнения учебного задания (№5),
самостоятельное составление плана (№6). Работа рассчитана
на 45 минут. Первые 4 задания оцениваются 1 баллом, 5 и 6 задание двумя
баллами. После написания работы предполагается заполнение индивидуального листа
достижений и определение уровня сформированности умения планировать
деятельность в соответствии с количеством набранных баллов.
С целью определения результативности
работы построим диаграммы.
Рассмотрев диаграммы, можно сделать
вывод, что наблюдается положительная динамика, а значит, выбранные приемы
формирования умения планировать деятельность являются эффективными.
Умение планировать учебную
деятельность обеспечивает развитие основных процессов мыслительной деятельности
у учащихся (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), а также организует
процесс усвоения переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую,
способствующего эффективности обучения. Вот почему это универсальное учебное
действие так важно развивать.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.