Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации рассмотрело письмо Саморегулируемой организации Союз микрофинансовых организаций “Микрофинансирование и Развитие” от 28.03.2022 N 362 и в рамках компетенции сообщает следующее.
Использование вида сведений единой системы межведомственного электронного взаимодействия версии 3 “Упрощенная идентификация пользователей (УПРИД) в ЕСИА” (далее УПРИД) для проведения упрощенной идентификации в рамках Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон № 115) заблокировано Министерством внутренних дел Российской Федерации 09.02.2022.
Пунктом 2
перечня документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием СМЭВ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2012 № 1471-р, Министерство внутренних дел Российской Федерации определено в качестве федерального округа исполнительной власти, участвующего в обмене с организациями сведениями о подтверждении соответствия фамилии, имени, отчества, серии и номера документа, удостоверяющего личность, предоставленных заявителем в кредитную организацию или иную организацию, уполномоченную на осуществление упрощенной идентификации клиента физического лица, в соответствии с Федеральным законом № 115
Предоставление необходимых сведений посредством СМЭВ может осуществляться с использованием электронного сервиса, а также видов сведений Министерства внутренних дел Российской Федерации “Проверка действительности Паспорта Гражданина РФ по серии и номеру”, “Сведения о действительности паспорта гражданина Российской Федерации, предъявляемого на определенное имя”.
Доступ к электронному сервису и видам сведений СМЭВ при наличии правовых оснований осуществляется посредством направления запросов в федеральную государственную информационную систему “Федеральный ситуационный центр электронного правительства”.
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) совместно с Департаментом финансовых технологий Банка России рассмотрел обращение от 24.02.2021 и сообщает следующее.
По вопросу 1.1
Согласно абзацу 8 пункта 5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация вправе открыть банковский счет (вклад) клиенту – юридическому лицу без личного присутствия его представителя в случае, если представитель клиента – юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющийся физическим лицом, был идентифицирован этой же кредитной организацией в порядке, установленном пунктом 5.8 указанной статьи.
При этом данная норма не содержит указания на то, что представитель клиента – юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющийся физическим лицом, должен находиться на обслуживании в кредитной организации в качестве клиента – физического лица на момент открытия банковского счета (вклада) клиенту – юридическому лицу.
По вопросу 1.2
В случае наличия в структуре органов управления юридического лица – клиента кредитной организации нескольких ЕИО, имеющих полномочия действовать совместно, для выполнения условий, определенных абзацем 8 пункта 5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, необходимо наличие проведенной этой же кредитной организацией в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, идентификации всех ЕИО.
Если в структуре органов управления юридического лица – клиента кредитной организации имеются несколько ЕИО, действующих самостоятельно (независимо друг от друга), то для выполнения условий, определенных абзацем 8 пункта 5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, достаточно наличие проведенной этой же кредитной организацией в порядке, предусмотренном пунктом 5.8 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, идентификации того ЕИО, который обращается в кредитную организацию в целях открытия банковского счета клиенту – юридическому лицу.
По вопросу 1.3
Федеральный закон N 115-ФЗ и Положение N 499-П не ограничивают кредитные организации в способах и источниках получения информации, необходимой для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновления информации о них (представление сведений клиентом с использованием дистанционных каналов связи и (или) получение кредитной организацией из общедоступных источников информации).
По вопросу 2
Учитывая норму пункта 5.8 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в соответствии с которой кредитная организация вправе провести идентификацию путем установления и подтверждения достоверности сведений с использованием ЕСИАи ЕБС, полагаем, что при обновлении информации о клиенте – физическом лице, а также о физическом лице, являющемся представителем клиента, выгодоприобретателем или бенефициарным владельцем, в порядке, установленном абзацем 5 пункта 5.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, кредитная организация вправе не осуществлять дополнительную проверку действительности сведений, содержащихся в ЕСИА.
По вопросу 3.1
В соответствии с пунктом 5.8 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитные организации и иные финансовые организации (далее в рамках данного вопроса – финансовые организации) вправе идентифицировать с использованием ЕСИА и ЕБС без личного присутствия клиента – физического лица, представителя клиента – юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющегося физическим лицом, при соблюдении всех условий, предусмотренных данной нормой Федерального закона N 115-ФЗ.
Идентификация финансовыми организациями представителя клиента – физического лица, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев указанным выше способом Федеральным законом № 115-ФЗ не предусмотрена.
По вопросу 3.2
Учитывая, что решения судов о приостановлении операций в случае, предусмотренном частью четвертой статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ, выносятся на основании заявлений Росфинмониторинга, Департаментом запрошено мнение Росфинмониторинга. Ответ по существу будет направлен дополнительно после получения позиции Росфинмониторинга.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
Единоличный исполнительный орган.
Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П “Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
Идентификацию клиента – физического лица, представителя клиента – юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющегося физическим лицом.
Единая система идентификации и аутентификации.
Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица.
Банковский счет (вклад) юрлицу может быть открыт без личного присутствия его представителя-физлица, если последний был идентифицирован кредитной организацией. При этом не требуется, чтобы представитель юрлица находился на обслуживании в кредитной организации в качестве клиента на момент открытия банковского счета юрлицу.
Банк России разъяснил, как быть в случае наличия в структуре органов управления юрлица нескольких ЕИО.
При обновлении информации о физлице – представителе клиента банк вправе не осуществлять дополнительную проверку действительности сведений, содержащихся в ЕСИА.
Во исполнение требований пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон № 110-ФЗ) Минкомсвязью России обеспечена возможность использования кредитными организациями Единой системы идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА) в целях осуществления ими упрощенной идентификации клиентов – физических лиц в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 1 Федерального Закона № 110-ФЗ.
Настоящее извещение разъясняет порядок подключения к ЕСИА и порядок её применения информационными системами организаций, осуществляющих упрощённую идентификацию клиентов в соответствии с Федеральным Законом № 110 (далее – Участники), производимого в соответствии с Регламентом информационного взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства версии 2.3 (далее – Регламент).
В соответствии с пунктом 1.11 статьи 7 Федерального закона № 110-ФЗ упрощенная идентификация клиента – физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента – физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту – физическому лицу электронного средства платежа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду “пункт 1.11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г № 110-ФЗ”
Для заявителя сценарий применения ЕСИА для прохождения упрощённой идентификации представляет собой выполнение процедуры идентификации и аутентификации в ЕСИА, вызванной информационной системой кредитной организации:
1. Пользователь осуществляет в информационной системе кредитной организации действия по проведению платежа и сталкивается с необходимостью прохождения упрощённой идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона № 110;
2. В случае если пользователем выбран способ упрощённой идентификации посредством ЕСИА, пользователь переадресовывается на страницу аутентификации ЕСИА;
4. В случае удачной аутентификации, ЕСИА запрашивает у пользователя разрешение на предоставление информационной системе кредитной организации доступа к данным его профиля;
5. Информационная система кредитной организации, получает данные посредством механизма, работающего на основе программного RESTful интерфейса ЕСИА, работающего в соответствии с протоколами OAuth 2.0, OpenID Connect 1.0 (описание сервиса приведено в Методических рекомендациях по использованию ЕСИА, приложения Б и В). В соответствии с требованиями пунктов 1.12, 1.13 статьи 7 Федерального закона от 01 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» предоставляются следующие данные: фамилия, имя, отчество (если есть), данные документа удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также абонентского номера клиента – физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи (если используется);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» следует читать как “7 августа 2001 г.”
6. Пользователь перенаправляется в информационную систему, где осуществлял платёж и осуществляет дальнейшие действия по проведению платежа. Упрощённая идентификация на данном этапе считается завершенной.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 110-ФЗ, пользователь допускается для проведения упрощённой идентификации посредством ЕСИА только в случае, если он прошёл процедуру подтверждения личности. Подтверждение личности доступно для пользователей, самостоятельно зарегистрировавших стандартную учётную запись (с указанием СНИЛС и данных документа, удостоверяющего личность) в центрах обслуживания (перечень доступен по ссылке: https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/?fts=reg).
Обращаем внимание на то, что банки обладают правом выдачи ПЭП путём организации центров обслуживания на основании Правил использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг».
В рамках существующего Регламента Участникам необходимо последовательно осуществить следующие мероприятия для реализации описанной схемы:
2. Направить заявку на регистрацию информационной системы организации, а также на её подключение к тестовой среде в соответствии с пунктами Регламента 6 и 9 (Регламент опубликован: http: //minsvyaz. ru/ru/doc/?id_4=1123).
3. Провести соответствующие доработки информационной системы организации и успешно пройти испытания в тестовой среде (технические детали содержатся в Методических рекомендациях по использованию ЕСИА: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=1 124).
4. Направить заявку на подключение информационной системы организации к промышленной среде в соответствии с пунктом 10 Регламента.
При работе с Регламентом обратите внимание на положения Регламента (включая сноски), поясняющие порядок работы организаций, не являющихся государственными учреждениями и подключающимися не в целях оказания государственных или муниципальных услуг. Обращаем особое внимание на то, что организации, уполномоченные на проведение упрощённой идентификации организациями, указанными в Федеральном законе № 110-ФЗ, направляют заявки через уполномочившие их организации. Например, банк сам направляет заявки на подключение информационных систем своего банковского платёжного агента с приложением договора между агентом и банком.
Работа центров обслуживания (с целью регистрации и подтверждения личности пользователей) осуществляется с использованием программного интерфейса ЕСИА, размещённого в СМЭВ под идентификатором SID0003923, описание которого находится в методических рекомендациях ЕСИА, а также на техническом портале СМЭВ (портал доступен по ссылке: http://smev.gosuslugi.ru/portal/index.isp).
Обращаем внимание, что банковским учреждениям, заинтересованным в открытии центров обслуживания на базе своих отделений предлагается изучить методические рекомендации ЕСИА, а также Регламент ЕСИА и написать официальное письмо в Минкомсвязь России с предложением по участию в работе по организации центров обслуживания на базе своих отделений с приложением Анкеты
(прилагается к настоящему извещению).
Наименование и реквизиты банковского учреждения, подающего заявку на участие в пилотном проекте:
Срок готовности начала работ:
Планируемое число отделений:
Расчётное число регистрации пользователей в месяц:
В целях борьбы с отмыванием преступных доходов была введена процедура упрощенной идентификации клиентов – физлиц. Она может применяться при осуществлении клиентами электронных платежей. Один из ее способов – использование единой системы идентификации и аутентификации при применении усиленной квалифицированной или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физлица установлена при личном приеме.
Минкомсвязью России обеспечена возможность использования кредитными организациями Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) для проведения упрощенной идентификации клиентов – физлиц.
Разъяснены порядок подключения к ЕСИА и правила её применения.
Приведен алгоритм прохождения клиентами процедуры идентификации и аутентификации. Обращается внимание, что клиенты допускаются к упрощённой идентификации посредством ЕСИА только в случае, если они прошли процедуру подтверждения личности. Подтверждение личности доступно для пользователей, самостоятельно зарегистрировавших стандартную учётную запись (с указанием СНИЛС и данных удостоверения личности) в центрах обслуживания.
Банки обладают правом выдачи простой электронной подписи путём организации центров обслуживания.
1. Банки, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг и иные организации в случаях, определенных федеральными законами, после проведения идентификации при личном присутствии физического лица с его согласия на безвозмездной основе размещают в электронной форме:
1) биометрические персональные данные физического лица – в единой биометрической системе;
2) сведения о физическом лице, биометрические персональные данные которого размещаются в единой биометрической системе, которые необходимы для регистрации физического лица в единой системе идентификации и аутентификации, и иные сведения, если такие сведения предусмотрены федеральными законами, – в единой системе идентификации и аутентификации.
С 29.12.2022 до 01.01.2025 физлицо вправе
подписать указанное в ч. 2 ст. 4 согласие простой ЭП, ключ которой получен им при личной явке в соответствии с правилами
, установленными Правительством РФ.
2. Форма
согласия на размещение и обработку персональных данных в единой системе идентификации и аутентификации и биометрических персональных данных в единой биометрической системе, в том числе на передачу векторов единой биометрической системы, утверждается Правительством Российской Федерации. Физическое лицо вправе подписать указанное согласие усиленной неквалифицированной электронной подписью.
3. Согласие физического лица на размещение и обработку биометрических персональных данных, размещаемых в единой биометрической системе в соответствии с частью 9
настоящей статьи, может быть подписано простой электронной подписью, правом создания (замены) и выдачи ключа которой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области использования электронных подписей, обладает оператор единой биометрической системы. Требования
к проверке такой электронной подписи при хранении указанного согласия устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Не допускается использование биометрических персональных данных, согласие физического лица на размещение и обработку которых подписано простой электронной подписью, указанной в части 3
настоящей статьи, в не установленных в соответствии с пунктом 2 части 13
настоящей статьи случаях.
5. Указанное в частях 2
и 3
настоящей статьи согласие, подписанное усиленной неквалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью данного физического лица.
6. Правительство Российской Федерации устанавливает требования:
1) к фиксированию
действий при размещении сведений, указанных в пунктах 1
и 2 части 1
настоящей статьи;
2) к проведению
банками, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и иными организациями, указанными в части 1
настоящей статьи, идентификации физического лица, за исключением банков и иных организаций, проводящих такую идентификацию в порядке, установленном Федеральным законом
от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”.
7. Сведения, указанные в пунктах 1
и 2 части 1
настоящей статьи, размещаются соответственно в единой биометрической системе и в единой системе идентификации и аутентификации уполномоченным сотрудником банка, многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг или иной организации и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью таких банка, многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг или иной организации.
8. Федеральные законы, устанавливающие обязанность банков, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и иных организаций по размещению сведений, указанных в пунктах 1
и 2 части 1
настоящей статьи, должны предусматривать осуществление контроля и надзора за соответствующими действиями, а также определение органа государственной власти, уполномоченного на их осуществление. В отношении организаций финансового рынка такие контроль и надзор осуществляются Центральным банком Российской Федерации.
9. Физические лица вправе размещать с использованием мобильного приложения единой биометрической системы свои биометрические персональные данные в единой биометрической системе с применением пользовательского оборудования (оконечного оборудования), имеющего в своем составе идентификационный модуль.
Ч. 10 ст. 4 применяется
до 01.01.2027.
10. Физические лица вправе размещать с использованием российской программы для электронных вычислительных машин, предназначенной для обработки биометрических персональных данных, предоставляемой на безвозмездной основе оператором регионального сегмента и (или) оператором единой биометрической системы, функционирующей с применением шифровальных (криптографических) средств, указанных в части 1 статьи 19
настоящего Федерального закона, предназначенной для размещения биометрических персональных данных в региональном сегменте единой биометрической системы (далее – региональное мобильное приложение единой биометрической системы), свои биометрические персональные данные в региональном сегменте единой биометрической системы с применением пользовательского оборудования (оконечного оборудования), имеющего в своем составе идентификационный модуль, в соответствии с пунктами 1
и 2 части 5 статьи 26
настоящего Федерального закона. Биометрические персональные данные, размещенные в региональном сегменте единой биометрической системы в соответствии с настоящей частью, передаются в единую биометрическую систему в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 5 статьи 26
настоящего Федерального закона.
11. Правительство Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, устанавливает порядок
размещения физическими лицами своих биометрических персональных данных в единой биометрической системе с использованием мобильного приложения единой биометрической системы, включая необходимость использования учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации или в государственной информационной системе персональных данных государственного органа, если такая государственная информационная система в установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, порядке обеспечивает взаимодействие с единой системой идентификации и аутентификации, при условии совпадения сведений о физическом лице в указанных информационных системах или необходимость наличия идентификаторов, размещенных в иной информационной системе, если иная информационная система в установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, порядке обеспечивает взаимодействие с единой системой идентификации и аутентификации, при условии совпадения сведений о физическом лице в указанных информационных системах либо отсутствия сведений о физическом лице в единой системе идентификации и аутентификации.
12. Размещение физическими лицами своих биометрических персональных данных в единой биометрической системе с использованием мобильного приложения единой биометрической системы осуществляется в случае, если личность физического лица при таком размещении подтверждена с использованием документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, если иное не установлено Правительством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.
13. Правительство Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, устанавливает:
1) случаи и сроки
использования биометрических персональных данных, размещенных физическим лицом в единой биометрической системе с использованием мобильного приложения единой биометрической системы, в том числе случаи и сроки использования биометрических персональных данных, размещенных в единой биометрической системе при отсутствии сведений о физическом лице в единой системе идентификации и аутентификации;
2) случаи и сроки
использования биометрических персональных данных, размещенных физическим лицом в единой биометрической системе с использованием мобильного приложения единой биометрической системы, согласие физического лица на размещение и обработку которых подписано простой электронной подписью;
3) случаи и сроки
использования биометрических персональных данных, размещенных в единой биометрической системе с использованием мобильного приложения единой биометрической системы без подтверждения личности физического лица с использованием документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.
Предусмотренная ч. 14 ст. 4 обязанность распространяется
в т.ч. на биометрические персональные данные, собранные до 29.12.2022. Нужно разместить данные в ЕБС в установленные
сроки. После 01.06.2023 и в случае размещения данных в ЕБС они подлежат
уничтожению.
14. В случае, если в информационных системах государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, организаций финансового рынка, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов в соответствии с федеральными законами собраны биометрические персональные данные, соответствующие всем видам или только одному из видов, размещаемым в единой биометрической системе, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 1
и части 8 статьи 3
настоящего Федерального закона, указанные государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, организации финансового рынка, иные организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы обязаны разместить в соответствии с порядком размещения и обновления биометрических персональных данных, установленным в соответствии с подпунктом “б” пункта 1 части 2 статьи 6
настоящего Федерального закона, такие биометрические персональные данные в единой биометрической системе без получения ими согласия соответствующего субъекта персональных данных на это размещение, а также на их обработку оператором единой биометрической системы.
15. Указанные в части 14
настоящей статьи государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, организации финансового рынка, иные организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы не позднее чем за 30 дней до планируемого размещения биометрических персональных данных в единой биометрической системе обязаны уведомить субъекта персональных данных в любой позволяющей подтвердить факт получения уведомления форме о таком размещении. В случае получения до истечения указанного в настоящей части срока возражения от субъекта персональных данных против размещения его персональных данных в единой биометрической системе такое размещение не осуществляется. Субъект персональных данных вправе обратиться к оператору единой биометрической системы с требованием о блокировании или об уничтожении его биометрических персональных данных с учетом требований, установленных Федеральным законом
от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных”.
16. Состав сведений
, размещаемых в единой биометрической системе, в том числе в ее региональных сегментах, включая информацию о способе размещения, в том числе информацию о государственных органах, об органах местного самоуправления, о Центральном банке Российской Федерации, многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, об организациях финансового рынка, иных организациях, индивидуальных предпринимателях, о нотариусах, разместивших такие сведения, определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.
17. Порядок
регистрации физического лица в единой системе идентификации и аутентификации, включая состав сведений, необходимых для регистрации физического лица в указанной системе, порядок и сроки проверки и обновления сведений, размещаемых в единой системе идентификации и аутентификации, с использованием государственных информационных систем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, иные государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов направляют в единую систему идентификации и аутентификации сведения о физических лицах в целях их обновления в соответствии с указанным порядком.
- Обзор документа
- Приказ Минцифры России от 06. 2021 N 815 “Об утверждении состава и порядка предоставления оператором единой системы идентификации и аутентификации содержащейся в единой системе идентификации и аутентификации информации о физических лицах, идентифицированных в порядке, предусмотренном пунктом 5. 8 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, а также информации об организациях из числа организаций, указанных в абзаце первом пункта 5. 8 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, которым она была предоставлена, федеральному органу исполнительной власти, принимающему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и Центральному банку Российской Федерации” (Зарегистрировано в Минюсте России 03. 2021 N 64883)
- Поправки в 115-ФЗ от 01. 2021
Обзор документа
МВД 9 февраля 2022 г. заблокировало использование вида сведений единой СМЭВ версии 3 “Упрощенная идентификация пользователей (УПРИД) в ЕСИА” для проведения упрощенной идентификации в антиотмывочных целях.
Министерство участвует в обмене с организациями сведениями о подтверждении соответствия ФИО, серии и номера паспорта, предоставленных заявителем в кредитную или иную организацию, уполномоченную на осуществление упрощенной идентификации клиента – физлица.
Необходимые сведения могут предоставляться посредством СМЭВ с использованием электронного сервиса, а также видов сведений МВД “Проверка действительности Паспорта Гражданина РФ по серии и номеру”, “Сведения о действительности паспорта гражданина Российской Федерации, предъявляемого на определенное имя”. Для доступа к электронному сервису и видам сведений СМЭВ при наличии правовых оснований нужно направлять запросы в ФГИС “Федеральный ситуационный центр электронного правительства”.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Приказ Минцифры России от 06. 2021 N 815
“Об утверждении состава и порядка предоставления оператором единой системы идентификации и аутентификации содержащейся в единой системе идентификации и аутентификации информации о физических лицах, идентифицированных в порядке, предусмотренном пунктом 5. 8 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, а также информации об организациях из числа организаций, указанных в абзаце первом пункта 5. 8 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, которым она была предоставлена, федеральному органу исполнительной власти, принимающему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и Центральному банку Российской Федерации”
(Зарегистрировано в Минюсте России 03. 2021 N 64883)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию
:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail
Поправки в 115-ФЗ от 01. 2021
01.01.2021 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), внесенные законом от 31.07.2020 № 259-ФЗ
«О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Мы разбирались, что изменилось в Законе № 115-ФЗ.
- Для целей Закона № 115-ФЗ цифровая валюта
признается имуществом. - Добавилось два вида субъектов Закона № 115-ФЗ — операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов. Субъекты поднадзорны Банку России.
- Операции с цифровыми финансовыми активами на сумму равную или превышающую 600 000 рублей, подлежат обязательному контролю. Отчитывать такие операции будут только субъекты Закона № 115-ФЗ, перечисленные в пункте 2.
- Субъекты, перечисленные в пункте 2, обязаны проводить проверку по перечням не реже 1 раза в 3 месяца, применять меры по замораживаю (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества,
- Субъекты, перечисленные в пункте 2, вправе поручать проведение идентификации на основании договора оператору информационной системы (при условии, если он относится к лицам, имеющим право осуществлять депозитарную деятельность или деятельность организатора торговли), в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также оператору обмена цифровых финансовых активов проведение идентификации клиента.
- Субъекты, перечисленные в пункте 2, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, назначать специальных должностных лиц.
- Кредитная организация вправе открыть банковский счет (вклад) клиенту — юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, без личного присутствия его представителя также в случае, если представитель клиента — юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющийся физическим лицом, был идентифицирован этой же кредитной организацией в порядке, установленном пунктом 5.8 статьи 7 Закона № 115-ФЗ
- Все субъекты Закона № 115-ФЗ, вправе обновлять информацию о клиенте — физическом лице, а также о физическом лице, являющемся представителем клиента, выгодоприобретателем или бенефициарным владельцем, с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) с их согласия. ( Прим. автора — осталось только получить доступ к информации из ЕСИА
);
9. Все субъекты Закона № 115-ФЗ, поднадзорные Банку России
, при приеме на обслуживание клиентов вправе идентифицировать клиента — физическое лицо, представителя клиента — юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица и являющегося физическим лицом,
без личного присутствия
путем установления и подтверждения достоверности сведений о них, определенных Законом № 115-ФЗ, с использованием ЕСИА и единой биометрической системы в порядке, установленном
статьей 14.1
Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», при соблюдении следующих условий:
- клиент — физическое лицо, клиент — юридическое лицо, представитель клиента — юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- клиент — физическое лицо, клиент — юридическое лицо, представитель клиента — юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
- клиент — физическое лицо, клиент — юридическое лицо, представитель клиента — юридического лица, имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица, бенефициарный владелец такого клиента не являются лицами, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
- клиент — физическое лицо, клиент — юридическое лицо не являются лицами, в отношении которых в соответствии с частью четвертой статьи 8 настоящего Федерального закона вступившим в законную силу решением суда приостановлены операции с денежными средствами или иным имуществом;
- у организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, в отношении клиента — физического лица, клиента — юридического лица или операции этого клиента отсутствуют подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- у организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, отсутствуют основания полагать, что бенефициарным владельцем клиента — физического лица является иное физическое лицо;
- в отношении клиента — юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц отсутствует запись о недостоверности сведений о юридическом лице;
- клиент — физическое лицо, клиент — юридическое лицо не являются лицами, в отношении которых имеется информация об отказах в проведении операций.